Влияние разговорной речи на развитие детей в раннем возрасте

18.02.2020

Мало кто знает, но общение с детьми — это один из лучших способов подготовить их к школе. Знаменитое исследование под названием «Ранняя катастрофа», которое в 1995 году провели исследователи Бетти Харт и Тодд Рисли, показало, что дети 3-летного возраста из малообеспеченных семей слышали на несколько миллион слов меньше, чем дети из хорошо обеспеченных семей. В дальнейшем было открыто, что существует связь между количеством слов, которые ребенок слышит в детстве, и развитием его грамотности.

Проще говоря, чем больше слов ребенок слышит в детстве, тем более подготовленным он будет, когда пойдет в школу. К третьему классу дети, которые слышали больше слов, как правило, имеют более обширный словарный запас, чем сверстники, также они лучше преуспевают в чтении и успешнее справляются с тестами.

Как правильно общаться с детьми в раннем возрасте?

Есть причина, которая объясняет почему так важно, чтобы ребенок до 3 лет слышал как можно больше слов. Раннее детство — это крайне важное время для развития мозга ребенка. Более 85% роста головного мозга приходится именно на эти первые 3 года жизни. Хорошая новость для родителей состоит в том, чтобы поспособствовать развитию мозга своего ребенка достаточно просто, и все это может быть сделано абсолютно в любое время и в любом месте.

Чтобы речевые и умственные способности ребенка хорошо и гармонично развивались, эксперты рекомендуют следовать следующим несложным советам:

  1. внимание — необходимо уделять больше внимания тому, что говорит ребенок. Даже если он еще слишком мал для полноценной коммуникации и общается с помощью лепета и криков, это не означает, что родители должны его игнорировать. Напротив, необходимо спуститься на уровень ребенка и отвечать ему нормальным разговорным языком, при этом поддерживая зрительный контакт на комфортном уровне. Родителям необходимо показать ребенку, что они заинтересованы тем, что он пытается им донести;
  2. важность выбора слов — во время разговора с детьми рекомендуется использовать больше описательных слов, чтобы сформировать у ребенка богатый словарный запас. Очень полезно будет использовать длинные слова, например, вместо слова «умный» можно использовать «рассудительный», а вместо «злой» — «злорадный» и т.д. Не нужно полностью менять стиль общения и говорить сложным языком, достаточно просто добавлять новые слова к повседневной речи;
  3. разговор по очереди — одного пассивного слушания недостаточно для полноценного развития речи ребенка, нужно говорить по очереди, мотивируя его дать ответ. Чтобы еще сильнее способствовать развитию детей, рекомендуется во время общения задавать вопросы, предполагающие более развернутый ответ, чем просто «да» или «нет»;
  4. чтение — для развития грамотности у ребенка будет очень полезно начать читать для него. Не стоит насильно заставлять ребенка сидеть рядом и слушать сложные книги или неинтересные истории. Читать стоит тогда, когда дети сами в этом заинтересованы, по этой причине важно правильно подойти к выбору литературы. Во время чтения также важно не забывать взаимодействовать с детьми: по ходу чтения можно задавать вопросы, интересуясь мнением ребенка о событиях и героях произведения. Таким образом, ребенок будет оставаться вовлеченным в процессе ознакомления с книгой. Если же в течение дня ребенок не желает слушать книги, то отличным выходом будет чтение перед сном;
  5. меньше телевизора — нет ничего плохого в том, чтобы смотреть вместе с детьми телевизор. Благодаря совместному просмотру фильмов или передач, количество тем для разговора увеличится, а кругозор ребенка будет расширяться. Однако не рекомендуется постоянно оставлять ребенка одного перед телевизором, так как это может негативно отразиться на его речи. Необходимо помнить, что телевизор не заменит живого общения.

По причине загруженности повседневной жизни, у людей часто остается мало времени для игр и общения с детьми. Однако, родителям необходимо стараться выделять достаточно времени для разговоров с детьми. Если следовать всем вышеизложенным рекомендациям, то можно быть уверенным, что ребенок отправится в школу полностью готовым и мотивированным к получению еще большего количества знаний.

Опубликовано в Дефектология Премиум Клиник