Центральные слуховые нарушения

09.11.2022

Центральное слуховое расстройство представляет собой набор симптомов, возникающих в результате нарушения функционирования органов слуха. Эти расстройства вызваны аномалиями в центральной нервной системе. Если более доступно — ребенок слышит, но не слушает. Анализируя его поведение, можно сделать вывод, что у него проблемы со слухом, но базовые проверки слуха не подтверждают этот тезис. Как помочь своему ребенку?

Причины нарушений слуха

Этиология центральных нарушений обработки слуха не одномерна. Это состояние может быть следствием вирусной инфекции, перенесенной матерью малыша во время беременности. На возникновение таких расстройств также большое влияние оказывает интоксикация алкоголем, табаком или наркотиками. Болезнь также может развиваться в результате гипоксии и перинатальных механических повреждений. Дети с неправильной реабилитацией тугоухости и с экссудативным отитом подвержены риску развития центральных слуховых нарушений. Специалисты предполагают, что причиной болезни также может быть чрезмерная слуховая стимуляция ребенка.

Центральные слуховые нарушения: симптомы

Центральные слуховые нарушения чаще всего диагностируются у детей дошкольного или школьного возраста. Учителя обращают внимание на трудности, с которыми ребенок сталкивается при обучении письму и чтению. Дети с заболеванием имеют большие проблемы со слуховым вниманием и слишком много времени уделяют нерелевантным слуховым стимулам. Типичные симптомы:

  • логопедические проблемы, нарушения речи,
  • трудности в понимании более длинных просьб,
  • нежелание заниматься музыкой,
  • неправильное употребление грамматических форм и окончаний,
  • трудности в изучении иностранных языков.

Стоит знать, что основной причиной развития дислексии у детей являются именно центральные слуховые нарушения. Как помочь ребенку с таким диагнозом?

Активная слуховая тренировка

Одним из наиболее проверенных методов борьбы с болезнью является нейропотоковая активная слуховая тренировка. Это интерактивная тренировка высших слуховых функций для детей, подростков и даже взрослых с нарушениями слуха. Перед началом данного вида терапии необходимо провести тональную аудиометрию. Количество и интенсивность тренировочных занятий зависят от глубины нарушения слуховой обработки.

Процедура предусматривает активную сенсорную стимуляцию, привлекающую внимание ребенка. Программа содержит богатый словесный материал, адаптированный к возрасту ребенка. Каждый сеанс занимает примерно 25-30 минут. С ребенком работает квалифицированный специалист, который на постоянной основе проверяет правильность его ответов и оценивает прогресс, при этом указывая область, над которой необходимо работать более интенсивно. Регулярная работа со специалистом вызывает изменения в нервных путях. В мозгу образуются новые синапсы, что приводит к увеличению эффективности проводимости. Как следствие, ребенок лучше понимает обращенные к нему слова, способен сосредоточиться на собеседнике и имеет меньше проблем с обучением.

Опубликовано в Оториноларингология Премиум Клиник