Развитие речи в раннем возрасте

25.02.2020

Не секрет, что развитие речи в раннем возрасте побуждается усложнением общения маленького человека и взрослого. Потребности ребенка растут, и для их удовлетворения все чаще недостаточно невербального общения. Растет потребность говорить.

Родители в этот период могут играть две роли. Они могут, сами того не подозревая, задерживать усовершенствование речевых навыков. Это происходит при недостаточном общении с ребенком, если ему уделяется мало внимания или, наоборот, когда слишком заботливые взрослые стараются предугадать и выполнить все его желания и, тем самым, освобождают его от необходимости говорить. Но внимательные и думающие родители прикладывают усилия для стимулирования речи, много общаясь и занимаясь с малышом.

Этапы развития речи

Различают три этапа:

  • гуление. В первые два месяца жизни, кроме плача, от малыша постепенно все чаще слышны повторяемые припеваемые гласные. Младенец аукает и поет. Позже к гласным добавляются гортанные согласные. Они могут петь: а-а-гу-у ил а-а-га-а. В три-пять месяцев малютка поет все больше, сочетая разные звуки, подражая интонации взрослого. Очень важно петь и агукать вместе с ним, пробовать разные интонации, поддерживать попытки произнести новые звуки;
  • лепет. К гласным постепенно присоединяются небные согласные: ня-ня или да-да. И последними появляются губные согласные: ба-ба, ма-ма, па-па. Взрослые должны повторять за ребенком его звуки и произносить новые, широко артикулируя, призывая кроху повторить;
  • первые слова. К концу первого года жизни появляются первые слова, которые, впрочем, часто трудно отличить от лепета. Это могут быть те же звуки ба-ба, но в них маленький болтун теперь вкладывает смысл, он называет этими словами конкретных людей или предметы.

В течение второго года жизни развивается связная речь, и у двухлетнего крохи словарный запас может составлять около 200 слов. К трем годам он уже может использовать падежи и времена.

Как помочь развитию речи в раннем возрасте?

  • Разговор с самим собой. Мама готовит кушать, кроха нетерпеливо ерзает в стульчике: «Где тарелка? Вот она, я вижу Катину тарелку, смотри какая красивая! Положим в тарелку кашу. Катя будет кушать кашу. Каша вкусная. Катя любит кашу».
  • Параллельный разговор объясняет все, что происходит с малышом, что он видит, чувствует. «Настя с мамой идет по тропинке. Ах, какие зеленые листочки на дереве. Слышишь, это поет птичка? Насте нравится, как поет птичка».
  • Непонимание или провокация. Конечно, внимательный взрослый точно знает, что в данный момент кроха просит с полки свой любимый мяч, но притворится непонимающим очень полезно. Пусть постарается произнести свою просьбу. То же касается и действий. «Ты хочешь, чтобы я мяч подержала? Чтобы подбросила? — и после «Дай»: — «Ах, ты хочешь, чтобы я тебе дала мячик! На!». Этот прием очень стимулирует развитие речи в раннем возрасте.
  • Распространение. Взрослые должны использовать распространенные предложения, сложные языковые формы и богатую лексику, чтобы маленький человечек учился заканчивать свою мысль. Малыш: «Компот». Взрослый: «Фруктовый компот. Он ярко-розовый, потому, что в нем клубника. Компот пьют из чашки».
  • Приговоры. Это использование фольклорных песенок, потешек и прибауток. Они очень нравятся детям и запоминаются лучше любых других слов и оборотов. Большинство этих народных произведений связано с двигательной активностью, которая напрямую влияет на участки мозга, отвечающие за умение говорить. Это, например, сорока-белобока, потешка о том, как пальчики в лес ходили.
  • Игры с природными материалами и продуктивная деятельность. Это использование различных природных материалов для создания каких-либо художественных творений: поделка из шишек, аппликация из листьев и другие занятия, связанные с лепкой, рисованием — все это развивает мелкую моторику, воображение, что влияет на речевой аппарат.
  • Замещение. В два года ребенок может представить, будто варежка это собачка, а коробка из-под обуви — ее домик. В три года он уже может вообразить себя кем угодно — от летчика до мухи, перевоплотиться и с удовольствием выполнять взятую роль. Пантомима очень нравится детям. Начинать нужно с простых действий. «Угадай, что я сейчас делаю?», говорит мама, вымывая чашки. «А сейчас?», вытирая стол. Потом пусть он попробует загадать вам действие. Дальше усложняйте задания и превращайте в маленький театр. Все это — первая ступень к сюжетно-ролевым играм, которые чрезвычайно важны для начинающего болтуна.
  • Ролевая игра в раннем возрасте только начинает формироваться. Настоящее умение играть у маленького фантазера появится намного позже, но даже крошка может звонить по игрушечному телефону бабушке и разговаривать понарошку. Может кормить куклу воображаемым супом, приговаривая, какой он вкусный и из чего сварен. Ролевая игра развивает не только умение говорить, но и внимательность, наблюдательность, умение слушать и сопереживать. Играя, дети учатся общаться и понимать друг друга.
  • Музыкальные игры. Даже младенцы любят музыку и это видно уже у трехмесячного малютки, который начинает улыбаться и активно двигать ножками и ручками, заслышав знакомую песенку. Полезны игры типа «Каравай» или «Баба сеяла горох». Совместное выполнение движений и подпевание — что может быть веселее. И опять это не только развлечение. Это неотъемлемая часть развития речи и творческих способностей.

Все эти занятия важны, но одно из главных условий — внимательные родители, заинтересованные в успехах малыша. Если взрослые поддерживают в неудачах, радуются маленьким победам — человечек усвоит, что он нужен, он интересен. Это вселяет уверенность в себе и способствует не только совершенствованию речи, но и гармоничному развитию личности.

Опубликовано в Дефектология Премиум Клиник