Развитие речи у ребенка дошкольного возраста

21.02.2020

Подготовка ребенка к речевому выражению своих мыслей и запросов

Подготовка ребенка к освоению речи начинается с общения. С ребенком можно начинать разговаривать еще с пеленок. Малыш, даже не отвечая, все равно запоминает все, что вы говорите.

Младенец

Даже в колыбели малыш может дать понять, что он хочет. Для этого он использует примитивный крик и плач. Таким образом он пытается объяснить, что ему не комфортно, что у него что-то болит и т.д.

2-3 месячный ребенок

В этом возрасте малыш начинает агукать и гулить. Таким образом он выражает не только неудобства, но и наоборот, показывает, что ему что-то нравится, что-то интересует. Количество издаваемых звуков постепенно растет. Родителям нужно уже на этом этапе как можно больше говорить с малышом. Ребенку приятно не только издавать эти звуки, но и слышать от родителей, что они его слушают, отвечают ему. Начинается своеобразный обмен информацией. Также малыш начинает узнавать голос матери.

Используйте некоторые рекомендации при общении с малышом:

  • агукайте, гулите и сюсюскайте при общении с малышом. Такой вид речи более привлекательный для ребенка. Так вы привлечете его внимание;
  • делайте паузы в вашей речи, чтобы малыш мог ответить вам;
  • разговаривайте с малышом, сидя к нему лицом. Так малыш не только запоминает слова, но и ту артикуляцию, с которой говорится то или иное слово или звук.

Если же ребенок много времени проводит перед телевизором, то и его речь развивается гораздо медленнее.

5-6 месячный ребенок

В этом возрасте ребенок переходит с агуканья на лепет. Также он становится весьма восприимчив к артикуляциям взрослых и к их эмоциям. Поэтому необходимо как можно больше выражать эмоции в отношении его действий. Малыш начнет понимать по вашему лицу, что вам понравилось в его действиях, а что не очень.

0,5-1 годовалый ребенок

В это время начинаются игры, с помощью которых также увеличивается словарный запас. Такие игры как прятки, пальчиковые игры и др. помогают малышу выражать себя более полно. Также в это время малыш начинает интересоваться окружающими его предметами. Он показывает на игрушку или картинку в книге, пытаясь узнать, как она называется. Это начинает происходить еще до того, как малыш начинает говорить. Но при этом ребенок уже начинает запоминать, как называется тот или иной предмет.

Основные этапы речевого развития:

  • лепет – происходит усвоение однотипных слогов: па-па, ма-ма, ка-ка, та-та-та и др. Начинается к 8-9 месяцам;
  • первые слова — ребенок начинает говорить папа и мама, адресуя их соответственно. Это происходит ближе к 1 году;
  • детские слова – это слова, состоящие из нескольких звуков, что-то обозначающие, но непонятно что. Значение могут понять только родители, часто сталкивающиеся с этими словами;
  • словосочетания – формируются к двум годам. Тогда ребенок начинает соединять слова, описывая, что ему нужно. Таи боко (дай яблоко), мо папа (мой папа) и т.д. Также появляется любимое слово всех детей «ДАЙ». Ребенок показывает, что он хочет получить и говорит «дай»;
  • понятие «Я» — начинают формировать более четкие фразы, а также ребенок начинает говорить о себе «Я». Начинается это ближе к 3 годам;
  • в три года происходит своеобразный взрыв, когда ребенок показывает, как много слов он знает и начинает правильно формировать словосочетания. В это время ребенок все впитывает и запоминает, начиная составлять все больше фраз.

В развитии речи для ребенка самое главное — это общение. Чем больше вы говорите с вашим малышом, тем больше у него будет словарный запас. Именно из слов родителей и формируется словарный запас малыша, из которого и формируется его речь.

Опубликовано в Дефектология Премиум Клиник