Особенности развития речи у детей 3-4 лет

26.11.2019

После 3-х лет своей жизни дети начинают, на основе полученного ими опыта, делать первые выводы, учатся рассуждать о свойствах окружающих предметов и увиденных явлениях.

Пополнение словарного запаса

Активная любознательность подрастающих детей заставляет их всё больше общаться с родителями и окружающими людьми. Боязнь и застенчивость уступают своё место любопытству и открытости в общении. Малыши начинают задавать много вопросов, на которые взрослые не всегда могут найти простые ответы. Простота и понятность – это залог успешного общения с ребёнком.

Словарный запас, активно используемый детьми в возрасте 3-4 лет, постоянно пополняется (примерно от одной тысячи слов к 3-м годам до более двух тысяч слов к 4-му году рождения). Ребёнок постоянно экспериментирует, исследует значение произносимых слов, творчески подходит к их использованию, создаёт свои словесные конструкции. Не стоит обрывать и ругать его за неправильное произношение, нужно переводить речевое общение в игру, стараться ненавязчиво исправлять его огрехи, предлагать понятные и простые синонимы к трудным для малыша словам.

Нередко дети переиначивают длинные и трудные слова, меняют в них слоги, вставляют дополнительные буквы, искажают произношение. Помощь взрослых в таких случаях незаменима. Затруднения нужно разбирать вместе, настойчиво пытаться произнести слово или звук правильно, пробовать несколько подходов при неудачных попытках. Ребёнка обязательно нужно хвалить за его успехи и приободрять в случае временных неудач.

Развитие логического мышления

Изучая предметы и окружающую обстановку, дети начинают сравнивать и различать характерные особенности похожих вещей и картинок, постигают взаимные связи явлений и действий, примеряют их к своему поведению и сравнивают с поведением взрослых.

Увеличение словарного запаса не обязательно приводит к быстрому развитию коммуникативных навыков детей. Им ещё достаточно трудно произносить длинные предложения, логически связывать их в понятный рассказ. Занятия с родителями в этот период строятся на пересказе любимых сказок, разучивании любимых песен и стихов, соединении нескольких предложений с развитым сюжетом. Постепенно учат ребёнка началам счёта, вводят в оборот различные прилагательные и другие части речи, называют предметы в единственном и множественном числе.

Внимательное отношение к общению с подрастающим малышом, правильное восприятие его успехов и неудач, собственный пример в разговорах с окружающими, развивающие игры – это правильные способы развития ребёнка.

Не все звуки по плечу

С развитием тела ребёнка укрепляются его рот, губы, язык и челюсть. Он всё увереннее произносит различные трудные звуки. В это период могут встречаться трудности произношения:

  1. ребёнок произносит звуки нечётко, может заменять их несколькими звуками (число – тисло, цвет – тсвет);
  2. ребёнок заменяет шипящие звуки (живот – зивот, шкаф – скаф);
  3. ребёнок не произносит буквы «л» и «р», заменяет их другими (рысь – лысь, лось – йось).

Консультация логопеда в этом случае будет уместной. Отчаиваться не стоит, несколько занятий могут устранить возникшие дефекты речи.

Всё явственнее в речи ребёнка проявляется эмоциональность, но он ещё не регулирует быстроту и громкость произносимых фраз. Взрослые тактично поправляют и подсказывают, произносят фразы в нужном темпе и с правильной интонацией.

Правильные ориентиры в развитии речи детей к 4-м годам:

  • улучшение произношения;
  • использование многих частей речи;
  • запоминание и пересказ маленьких стихов и сказок;
  • выстраивание фраз с согласованием по падежам, числам, родам;
  • правильное название окружающих предметов.

Активное общение с другими детьми и взрослыми приводит к нормальному развитию ребёнка к 4-м годам жизни.

Опубликовано в Дефектология Премиум Клиник