Общее недоразвитие речи: идем в логопедическую группу?

20.02.2020

Как показывает практика общения с родителями, плохо говорящих детей делят на три группы. Про первую мамы обычно говорят так: «Он все понимает, но почему-то не говорит». Вторая, со слов тех же мам, характеризуется так: «Мой ребенок очень плохо говорит. Мало что понятно. Речь сильно отличается от сверстников». Речевые недостатки третьей группы детей замечаются только самыми внимательными мамами. Про своих детей мамы говорят: «Мне кажется, в этом возрасте ребенок должен говорить лучше. А он коверкает слова, как маленький, как же он будет в школе учиться?» А менее взволнованные мамы вообще не замечают, что с речью их чада что-то не так. На что же стоит обратить внимание, чтобы перед школой не оказаться в «отстающих», и чем чревато не заметить общее недоразвитие речи?

Дело в том, что многие родители считают, что речь ребенка ниже нормы, когда страдает звукопроизношение. На самом же деле звукопроизношение — самый заметный, но не самый важный показатель речевого неблагополучия. То есть дошкольник может не выговаривать звуки, но при этом быть развитым с точки зрения логопеда. И, наоборот, ребенок, который выговаривает абсолютно все звуки чисто, может через год обучения в школе оказаться в коррекционном классе. На что же в таком случае нужно обращать внимание родителям, когда они приблизительно оценивают речь ребенка? Давайте договоримся, что сейчас в фокусе нашего внимания дошкольник 4-7 лет.

Сначала оценим качество общения в целом и уровень развития связной речи.

Вспомните, о чем вы разговариваете с ребенком.

Говорит ли ваш ребенок фразами? Это распространенные предложения разных типов (в том числе сложноподчиненные) или фраза из 2-3 слов, очень скудная?Возможно ли понять из монолога ребенка, чего он хочет, чем недоволен, что с ним произошло? Получается ли у ребенка поддержать любую тему для разговора, подходящую ему по возрасту? Если нет, то в чем именно трудность? Легко ли ребенок учит стихи? Может ли пересказать небольшой рассказ или сказку?

Теперь обратим внимание на словарный запас дошкольника.

Сформированы ли у него обобщающие понятия (валенки и сапоги – это обувь, диван и комод – это мебель, автобус и метро – это транспорт и др.)? Видит ли ребенок и понимает ли различие между похожими предметами: стул и табуретка, ботинки и сапоги, стакан и чашка, кофта и свитер? Правильно ли употребляет эти слова по ситуации? Насколько сформирован словарный запас глаголов? Может ли ребенок адекватно использовать глаголы в речи? Много ли в речи ребенка прилагательных? Именно они делают разговор богатым, красивым. Может ли дошкольник подобрать сразу несколько прилагательных к одному существительному? Например, снежинка какая (придумайте 3-4 слова)? Умеет ли подбирать слова-антонимы (широкая дорога – узкая тропинка, высокий дом – низкая избушка и т.д.)?

Настал черед вслушаться в грамматическое оформление фраз.

Успешно ли ребенок изменяет слова по числам и падежам? Не путает ли окончания? Правильно ли сочетает (согласует) числительное и существительное (например, 5 чашЕК, одНО яблоко)? К месту ли употребляет (и использует ли вообще) предлоги НА, ПОД, У, С, В, ЗА? Не заменяет ли предлоги ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД на более простые (с 5,5-6 лет)? Умеет ли ребенок называть ласково друзей, родственников, какие-то желанные и любимые игрушки или предметы (слова с суффиксами -ечк-, -очк-, -оньк-, -еньк-)?

Послушайте, как звучат в речи ребенка слова сложного слогового состава – из нескольких слогов, со стечениями согласных. Например, «виноград», «библиотека», «земляника».

Не переставляет ли ребенок слоги местами? Не пропускает ли слоги (воспитательница – «итатеница»)? Не заменяет ли слог на такой же (Например, самолет – «мамалет»)? Не меняет ли местами звуки в слове (фрукты – «фруткы»)? Не добавляет ли лишние слоги или звуки (лимон – «лимонт»)?

Пробовали ли Вы с ребенком учиться читать? Получилось ли? Если нет, то в чем трудность? (Часто проблема с речью обнаруживается именно после начала обучения грамоте, так как родители начинают обращаться к педагогам, чтобы ребенок освоил чтение и письмо, а уже педагоги направляют дошкольника к логопеду).

Сформировано ли фонематическое восприятие, необходимое для обучения письму и чтению?

Слышит ли ребенок первый звук в слове? Может ли его правильно назвать? А последний звук? Может ли разложить небольшое простое слово (от 3 до 5 звуков, типа «кот», «маска») на звуки по порядку?

Ну, а про нарушения звукопроизношения у своего ребенка Вы, конечно, знаете. Хотя не лишним будет проконсультироваться с логопедом. Часто родители привыкают к неправильному произношению ребенка и считают его нормой.

Итак, Вы провели экспресс-диагностику с моей помощью (по вопросам, указанным выше). Что же делать, если по одному из разделов у ребенка, как Вам кажется, плохие показатели? Развеять свои сомнения у грамотного логопеда.

А если прослеживаются неудачи по всем пунктам? Пока не огорчайтесь. Ведь Вы не знаете наверняка возрастные нормы. Возможно, Вы слишком строги к своему ребенку. Запланируйте посещение логопеда. Специалист посмотрит и послушает ребенка и скажет, есть ли необходимость в коррекционной работе.

Однако знайте, что действительно часто встречается нарушение всех сторон речи. Если логопед подтвердит такую ситуацию, то у ребенка в медицинской карте появится запись «общее недоразвитие речи» (ОНР). Ребенок с мамой посетит психолого-медико-педагогическую комиссию и в случае необходимости будет направлен в логопедическую группу.

ОНР бывает трех уровней, и каждый уровень требует соответствующей коррекционной работы и определяет продолжительность коррекционного обучения. Игнорирование речевых проблем ребенка скажется уже в 1-м классе – невозможность овладения чтением и письмом и, как следствие, программой в целом. Поэтому будьте внимательны с ребенком, больше общайтесь! Вы не пропустите проблему, если постоянно будете слышить речь своего чада.

Опубликовано в Дефектология Премиум Клиник