Пн-Пт: 07:00 – 21:00  Сб: 08:00 - 21:00  Вc: 08:00 - 19:00

г. Химки, Юбилейный проспект, д. 6А

Нарушение памяти: клинические формы, патофизиология и современные подходы к восстановлению когнитивных функций

 Память как нейропсихологическая функция и механизмы её нарушения

Память — это одна из ключевых высших функций мозга, обеспечивающая способность к накоплению, хранению, воспроизведению и использованию информации. Она формируется на разных уровнях: сенсорном, кратковременном и долговременном, и включает в себя процессы кодирования, консолидации и извлечения информации.

Нарушения памяти — это патологии, при которых человек испытывает трудности с запоминанием новой информации, воспроизведением ранее усвоенного материала или дезорганизацией хронологии событий. Эти изменения могут быть острыми или хроническими, обратимыми или прогрессирующими, диффузными или очаговыми, зависящими от причины и локализации поражения в центральной нервной системе.

Физиологически память связана с работой гиппокампа, коры головного мозга, миндалины, таламуса и нейротрансмиттеров — ацетилхолина, дофамина, глутамата, серотонина. Любые нарушения кровотока, воспалительные, травматические или дегенеративные изменения в этих структурах могут приводить к ухудшению памяти.

 Причины и формы нарушений памяти

Одной из распространённых причин нарушений памяти является возрастная инволюция когнитивной функции. С возрастом происходят изменения в нейронных связях, замедление синаптической передачи, снижение уровня нейромедиаторов, что приводит к ухудшению способности к запоминанию новой информации, снижению скорости обработки данных, появлению забывчивости.

Болезнь Альцгеймера — это наиболее известная форма деменции, характеризующаяся прогрессирующей потерей памяти, особенно эпизодической, нарушением речи, ориентации и мышления. Патологически она связана с накоплением бета-амилоида и тау-белков, вызывающих гибель нейронов в гиппокампе и коре мозга.

Сосудистая деменция развивается вследствие хронической гипоперфузии мозга или перенесённых инсультов. При этом нарушается внимание, запоминание, а также наблюдаются эпизоды спутанности, изменчивости симптоматики в зависимости от уровня кровотока.

Черепно-мозговая травма может вызывать как ретроградную амнезию (потеря воспоминаний до события), так и антероградную (неспособность запомнить новое). Легкие сотрясения сопровождаются кратковременной дезориентацией, а тяжёлые травмы — стойким когнитивным дефицитом.

Эпилепсия, особенно височной доли, приводит к приступам, затрагивающим гиппокамп — ключевую структуру памяти. У таких пациентов возможно развитие транзиторной глобальной амнезии.

Невротические и психосоматические состояния, включая депрессию, тревожные расстройства, острые реакции на стресс, часто сопровождаются снижением концентрации и способности к запоминанию. Это состояние называется псевдодеменцией и может быть обратимым при психотерапии и фармакотерапии.

Психогенная амнезия, возникающая на фоне эмоционального потрясения, травмы, психологического конфликта, может затрагивать определённые события или периоды жизни, при этом сохраняются общие знания и автоматические навыки.

Инфекционные заболевания мозга, такие как герпетический энцефалит, токсоплазмоз, нейросифилис, поражают медиальную височную долю и лимбическую систему, вызывая тяжёлые нарушения памяти.

Интоксикации, вызванные алкоголем, наркотиками, тяжёлыми металлами, лекарственными средствами (например, бензодиазепины, антихолинергические препараты), приводят к нарушению работы нейронов и снижению способности к обучению.

Синдром Корсакова развивается на фоне хронического алкоголизма и дефицита витамина B1. Он характеризуется грубой антероградной амнезией, конфабуляциями (вымышленными воспоминаниями), дезориентацией во времени и пространстве.

Переутомление, бессонница, нарушение режима труда и отдыха, перегрузка информацией приводят к функциональным нарушениям памяти, связанным со снижением внимания, замедлением когнитивной обработки.

Гипотиреоз, сахарный диабет, хроническая анемия, гипоксия при сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности также негативно влияют на память.

 Классификация нарушений памяти и их клинические характеристики

Амнезия — это полная или частичная утрата способности запоминать или воспроизводить информацию. Она может быть антероградной (неспособность запоминать события после начала заболевания), ретроградной (утрата воспоминаний, предшествующих событию), или смешанной.

Гипомнезия — это снижение памяти, при котором процесс запоминания и воспроизведения информации затруднён. Обычно сопровождает старение, депрессию, сосудистые нарушения, неврастению.

Гипермнезия — патологическое усиление памяти, часто встречающееся при маниакальных состояниях, интоксикациях, шизофрении, приёмe психостимуляторов.

Парамнезии — искажения памяти, при которых воспоминания приобретают ложные характеристики. Конфабуляции — восполнение провалов в памяти вымышленными событиями. Псевдореминисценции — воспроизведение реальных событий в неверной хронологической последовательности.

Эмоциональная лабильность, рассеянность, снижение критики, трудности с планированием, ригидность мышления часто сопровождают патологические формы нарушений памяти.

У детей нарушения памяти проявляются в виде трудностей в обучении, запоминании стихов, правил, последовательности событий, особенно при СДВГ, дислексии, умственной отсталости или последствиях перинатальной энцефалопатии.

 Диагностика нарушений памяти и методы нейропсихологического обследования

Оценка памяти проводится с помощью нейропсихологических тестов, позволяющих оценить кратковременную, долговременную, эпизодическую, семантическую и процедурную память. Примеры тестов: запоминание списка слов, логические рассказы, проба на запоминание чисел в прямом и обратном порядке, тесты на узнавание.

Используются стандартизированные шкалы: шкала оценки деменции MMSE, тест МоСА, шкала памяти Векслера, тесты на вербальную и зрительно-пространственную память.

Проводится оценка внимания, интеллекта, способности к обучению, эмоционального фона и критичности.

Лабораторная диагностика включает анализ крови на уровень глюкозы, ТТГ, витамины группы B, В12, фолиевую кислоту, маркеры воспаления, сифилис, ВИЧ.

Нейровизуализация — МРТ головного мозга позволяет выявить атрофические изменения, инсульты, опухоли, гидроцефалию.

ПЭТ-сканирование может применяться для оценки метаболической активности в различных отделах мозга при подозрении на болезнь Альцгеймера.

ЭЭГ используется для выявления эпилептиформной активности, особенно при подозрении на височную эпилепсию.

Люмбальная пункция и исследование спинномозговой жидкости необходимы при подозрении на воспалительные или демиелинизирующие заболевания.

 Лечение нарушений памяти и нейрокогнитивная реабилитация

Лечение зависит от причины. При обратимых состояниях (дефицит витаминов, депрессия, невроз) устранение провоцирующего фактора часто приводит к улучшению памяти.

При деменции применяются ингибиторы холинэстеразы (донепезил, галантамин), мемантин — препараты, улучшающие синаптическую передачу и когнитивные функции.

При сосудистой патологии — антигипертензивная терапия, антиагреганты, нормализация уровня холестерина, контроль глюкозы.

При депрессииантидепрессанты, когнитивно-поведенческая психотерапия.

При тревожности — транквилизаторы, адаптогены, дыхательные практики.

Для реабилитации применяются когнитивные тренировки, нейропсихологическая коррекция, логопедическая помощь, физическая активность, диета, богатая омега-3, витаминами, антиоксидантами.

Важно сохранять интеллектуальную активность, читать, играть в логические игры, общаться, изучать новое.

При тяжёлых формах деменции обеспечивают безопасность, эмоциональную поддержку, уход и медико-социальную помощь.

Данная статья носит информационный характер.