Что такое общее недоразвитие речи?
Комплекс симптомов, возникающих по причине несформированности сторон речи как смысловых, так и звуковых, выражающиеся в очевидном несоответствии нормам и правилам связной и грамотной речи, называется общее недоразвитие речи. На формирование данного патологического комплекса симптомов оказывают влияние довольно большое количество причин и факторов, проявляющихся одновременнно.
Как вы уже поняли, общее недоразвитие речи проявляется в детском возрасте, а точнее говоря в дошкольном. В том или ином виде недоразвитость речи проявляется чуть меньше, чем у половины детей дошкольного возраста.
В качестве факторов, способствующих возникновению патологического комплекса симптомов, следует выделить внутриутробную гипоксию плода, ведущую к поражению отделов центральной нервной системы; несоответствие резус-факторов крови у матери и малыша; агрессивное воздействие окружающей среды или специфика условий труда; пагубные пристрастия на стадии беременности; острые хронические заболевания; черепно-мозговые травмы; ряд логопедических заболеваний.
Степени недоразвития речи
Выделяют четыре степени общего недоразвития речи. Патология первой степени характеризуется полным отсутствием связной речи. Довольно часто в медицинской справочной литературе можно встретить понятие «безречевые дети», относящееся к данной форме общего недоразвития речи. Вторая степень патологического комплекса проявлений характеризуется начальным речевым развитием и скудностью словарного запаса. Третья степень общего недоразвития речи характеризуется способностью составлять предложения, но смысловая и звуковая нагрузка отличаются недостаточной развитостью. Самой лёгкой формой патологического процесса является четвёртая степень, характеризующаяся легкими отклонениями от нормы.
В зависимости от дисфункции отделов головного мозга, оказывающих влияние на недоразвитие речи, заболевание разделяют на осложнённое, неосложненное и грубое недоразвитие.
Симптомы общего недоразвития речи
В качестве основных проявлений данной патологии, безусловно выступает нарушение речи как таковое, поэтому важно обратить внимание на характер и степень тяжести этих проявлений. Помимо речевых нарушений, у детей, страдающих общим недоразвитием речи, отмечают ухудшение памяти, снижение умственной деятельности, отсутствие интереса к чему-либо новому, что по сути не характерно для детей, отсутствие концентрации внимания.
Диагностика недоразвития речи у ребенка
Диагностика и лечение общего недоразвития речи находится в области практики логопеда. Определить степень тяжести патологического состояния логопеду помогают оценка звукового аспекта речи, определение уровня возможной устной речи, диагностика слухоречевой памяти. Очень важно в процессе диагностики дифференцировать патологию от других логопедических заболеваний. В процессе диагностики могут принимать участие невролог и педиатр.
Коррекция недоразвитости речи
Коррекция выстраивается в зависимости от уровня развития речи у ребёнка. Занятия с логопедом могут проходить как индивидуально, так и в составе группы. При тяжелых формах речевых нарушений необходимо прохождение обучения в специализированных учебных заведениях для детей с нарушением речевых способностей. Коррекция речевых нарушений является длительным и довольно трудоемким процессом, требующим терпения и выдержки как от ребёнка, так и от практикующего специалиста.
В качестве профилактики недоразвития речи необходимо внимательно следить за соответствием возрастного развития ребёнка и при самых незначительных отклонениях немедленно обращаться к врачу.