Что такое дислалия?
Патологический процесс, характеризующийся неверным произнесением звуков при абсолютном соответствии норме слуха и двигательных способностей артикуляционного аппарата, являющийся самым распространённым логопедическим недугом, называется дислалия. В зависимости от причин развития патологического процесса дислалию разделяют на механическую и функциональную.
Причины развития дислалии
К числу причин и сопутствующих развитию механической формы заболевания необходимо отнести врождённые нарушения в строении составляющих периферического артикуляционного аппарата; укороченной уздечке языка; превышающий нормальные размеры язык или, наоборот, чересчур маленький; малоподвижные губы; короткие подъязычные связки; несоответствующий принятой норме прикус; отклонения от нормы в строении зубного ряда.
К причинам и факторам функционального характера необходимо отнести безграмотное логопедическое воспитание ребёнка; многоязычие в семье ребёнка; нарушенное слуховое восприятие звуков; педагогическая запущенность; различные отклонения в развитии, прежде всего умственные; недостаточный иммунный ответ детского организма.
Тяжесть течения заболевания предусматривает необходимость разделять патологический процесс на простую и сложную форму.
Необходимо отметить, что механическая дислалия разделяется на сенсорную и моторную. Сенсорная разновидность заболевания характеризуется возникновением по причине нейродинамических сдвигов в речеслуховом аппарате, а моторная — по причине нарушений в речедвигательном аппарате.
Функциональную форму дислалии разделяют на артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую, акустико-фонематическую.
Неправильное произношение звуков при дислалии представляет собой пропуски и замены, смешения и искажения звуков. Пропуск — это полное выпадение звука из слова, вне зависимости где он находится (в начале, середине или конце слова). Под заменой понимается устойчивое замещение одного звука другим, происходящим в связи с неразличением их по артикуляторным или акустическим признакам. Под искажением звуков понимают ненормированное произношение несуществующих в фонетике русского языка звуков.
Диагностика и коррекция дислалии
Диагностика заболевания начинается с проведения предварительного осмотра и ознакомления с историей развития патологического процесса. В процессе диагностики могут принимать участие логопед, отоларинголог, детский невролог и стоматолог. Диагноз устанавливается на основании оценки выполнения ряда логопедических упражнений и выявления дефектов в произношении звуков.
Коррекция дислалии включает:
- ликвидацию анатомических нарушений в строении артикуляционного аппарата;
- специфические упражнения и логопедический массаж;
- улучшение мелкой моторики;
- обучение правильному дифференцированию звуков.
Особое внимание уделяется регулярности проведения занятий с логопедом. Процесс коррекции дислалии требует терпения от ребёнка. Основной задачей родителей является необходимость убеждения ребёнка в старательном прохождении процесса коррекции речи.
Профилактика дислалии
В качестве профилактических мероприятий рекомендуют выполнение всех предписаний врача на стадии беременности, правильное с точки зрения логопедии развитие речи ребёнка, контроль над состоянием здоровья малыша, регулярное обследование у педиатра.