Дислалия

19.12.2018

Что такое дислалия?

Патологический процесс, характеризующийся неверным произнесением звуков при абсолютном соответствии норме слуха и двигательных способностей артикуляционного аппарата, являющийся самым распространённым логопедическим недугом, называется дислалия. В зависимости от причин развития патологического процесса дислалию разделяют на механическую и функциональную.

Причины развития дислалии

К числу причин и сопутствующих развитию механической формы заболевания необходимо отнести врождённые нарушения в строении составляющих периферического артикуляционного аппарата; укороченной уздечке языка; превышающий нормальные размеры язык или, наоборот, чересчур маленький; малоподвижные губы; короткие подъязычные связки; несоответствующий принятой норме прикус; отклонения от нормы в строении зубного ряда.

К причинам и факторам функционального характера необходимо отнести безграмотное логопедическое воспитание ребёнка; многоязычие в семье ребёнка; нарушенное слуховое восприятие звуков; педагогическая запущенность; различные отклонения в развитии, прежде всего умственные; недостаточный иммунный ответ детского организма.

Тяжесть течения заболевания предусматривает необходимость разделять патологический процесс на простую и сложную форму.

Мама с малышом на приеме

Необходимо отметить, что механическая дислалия разделяется на сенсорную и моторную. Сенсорная разновидность заболевания характеризуется возникновением по причине нейродинамических сдвигов в речеслуховом аппарате, а моторная — по причине нарушений в речедвигательном аппарате.

Функциональную форму дислалии разделяют на артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую, акустико-фонематическую.

Неправильное произношение звуков при дислалии представляет собой пропуски и замены, смешения и искажения звуков. Пропуск — это полное выпадение звука из слова, вне зависимости где он находится (в начале, середине или конце слова). Под заменой понимается устойчивое замещение одного звука другим, происходящим в связи с неразличением их по артикуляторным или акустическим признакам. Под искажением звуков понимают ненормированное произношение несуществующих в фонетике русского языка звуков.

Диагностика и коррекция дислалии

Диагностика заболевания начинается с проведения предварительного осмотра и ознакомления с историей развития патологического процесса. В процессе диагностики могут принимать участие логопед, отоларинголог, детский невролог и стоматолог. Диагноз устанавливается на основании оценки выполнения ряда логопедических упражнений и выявления дефектов в произношении звуков.

Коррекция дислалии включает:

  • ликвидацию анатомических нарушений в строении артикуляционного аппарата;
  • специфические упражнения и логопедический массаж;
  • улучшение мелкой моторики;
  • обучение правильному дифференцированию звуков.

Особое внимание уделяется регулярности проведения занятий с логопедом. Процесс коррекции дислалии требует терпения от ребёнка. Основной задачей родителей является необходимость убеждения ребёнка в старательном прохождении процесса коррекции речи.

Профилактика дислалии

В качестве профилактических мероприятий рекомендуют выполнение всех предписаний врача на стадии беременности, правильное с точки зрения логопедии развитие речи ребёнка, контроль над состоянием здоровья малыша, регулярное обследование у педиатра.

Опубликовано: