Адаптация к детскому саду, как снизить стресс у ребёнка?

09.06.2022

Детский сад – полезно ли? Есть ли необходимость? Каждый родитель решает эти вопросы в семейном кругу. И в большинстве случаев семья приходит к выводу, что это неотъемлемая часть жизни ребёнка, его развития и становления. Так или иначе на новом этапе жизненного пути малыша приходится сталкиваться с определенными трудностями, а именно адаптацией (от латинского adaptacio — «приспособление»).
В чём сложность поначалу?

  • Во – первых, психологическая причина – ребёнку сложно «оставить» маму/папу из-за нехватки эмоционального общения с ними;
  • Во – вторых, это внутренняя тревожность из-за смены обстановки: всё вокруг чужое и незнакомое;
  • В – третьих, чаще всего малыш ещё не приспособлен к навыкам самообслуживания;
  • В – четвертых, из-за избытка эмоций, перевозбуждения нервной системы.

Способы смягчения стресса у ребенка

  1. Заранее создавать для малыша режим дня, соответствующий таковому в дошкольном учреждении.
  2. В первые дни оставлять ребенка не более 2 часов. В последующие дни постепенно «добавлять» время примерно по полчаса в день (в зависимости от того, как реагирует на сложившуюся ситуацию). Примерно через 3-4 недели в большинстве случаев малыш уже может посещать полный день.
  3. Обязательно осуществлять эмоционально-психологический контакт после того, как малыш вернулся домой: спрашивать каким был день, какие впечатления были получены, какие понравились игрушки и прочее. Акцентировать внимание лучше на положительных моментах, чтобы сформировать позитивное отношение к детскому саду.
  4. Придя за малышом, лучше всего присесть на уровне его глаз, крепко обнять и сказать о том, как рад/рада его видеть. Если малыш плачет, можно взять его на руки, успокоить, обняв на несколько минут.
  5. После сада неплохо осуществить вечернюю прогулку и постараться пораньше уложить сына или дочь, не перегружая, например, длительным просмотром мультфильмов или активными играми.
  6. Желательно придумать определенный ритуал перед сном, например, читать добрую сказку или вести разговор о пройденном дне, обсудить, какую одежду малыш наденет завтра.
  7. В выходные лучше придерживаться режима дня, как в дошкольном учреждении. Можно повторять пройденные там навыки.
  8. Если ребенок категорически отказывается идти в сад, сильно плачет, можно дать ему возможность побыть дома пару дней. При этом стараться сохранять режим и разговаривать о том, как хорошо посещать детский сад, что у него появится много друзей.

Способы смягчения стресса у родителей

  1. Заранее установленная психологическая установка. Принять тот факт, что придётся временно расстаться с ребенком.
  2. Готовность к слезам и истерикам. Это нормальная реакция ребенка на стресс. Лишние «накручивания» себя о неверности в воспитании приведут лишь к тревоге и депрессивному состоянию.
  3. Не планировать грандиозных планов на тот период, пока ребенок проводит в саду первые дни. В любой момент у него может произойти настоящая истерика и возникнет необходимость вернуться за ребенком.
  4. Психологическая готовность к частым респираторным заболеваниям ребенка. Иначе как адаптироваться иммунной системе?
  5. Не поддаваться волне нагнетания и запугивания со стороны родственников, родительских форумов, подружек, соседских старушек.
  6. Быть спокойными и просто любить ребенка таким, какой он есть, выслушивать его, не кричать, не упрекать, общаться «на равных».
  7. Создавать психологически-комфортную среду в семье, чтобы ребенок мог видеть пример, тогда и адаптация происходит намного легче.
Опубликовано в Педиатрия Премиум Клиник